09.04.2024Россия

Сергею Шубу - 75!

Сергею Шубу - 75!

Сегодня, 9 апреля 2024 года, 75-летие отмечает генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом», Председатель Попечительского совета Ассоциации, заслуженный деятель искусств России Сергей Шуб.

Ассоциация деятелей русских театров зарубежья поздравляет Сергея Григорьевича Шуба с прекрасным юбилеем!

Дорогой Сергей Григорьевич!

75 лет — уважаемый возраст. И пусть в волосах седина, но глаза Ваши по-прежнему светятся молодостью и задором. Вы для всех нас являетесь примером для подражания и источником неиссякаемой энергии!

Желаем Вам счастья, искренних улыбок преданных друзей и уважающих Вас коллег, с которыми Вы, дорогой Сергей Григорьевич, преодолели и огонь, и воду! 

Пусть воплощаются Ваши грандиозные планы и покоряются новые высоты! 

Крепкого Вам здоровья, успеха во всех начинаниях и любви! 

С юбилеем, с 75-летием!

Всегда Ваши, члены Ассоциации деятелей русских театров зарубежья

С чего начинался его творческий путь и почему в созданном Сергеем Григорьевичем Шубом "Балтийском доме" всегда аншлаг, он рассказал в интервью, который мы публикуем на сайте Ассоциации..

– Сергей Григорьевич, думали ли вы, когда учились в театральном институте, что станете директором одного из ведущих театров города?

– Конечно, нет. Когда я учился в школе, никто и предположить не мог, что я буду заниматься театром. А за то, что так случилось, я могу сказать спасибо своей учительнице по литературе Нине Федоровне Орловой. Мы тогда жили в Архангельске, где мой отец служил начальником Дома офицеров. Нина Фёдоровна создала драмкружок, и моей первой ролью стал Сальери из «Маленьких трагедий» Пушкина. До сих пор помню, как однажды она меня спросила, не хочу ли я подумать о театральном? И несмотря на то что мамой по наследству мне была уготована судьба врача (она даже фонендоскоп мне купила), я все-таки выбрал театральный. Правда, сначала закончил половину филфака педагогического института. И уже в 1968 году поступил на театроведческий факультет ЛГИТМиКа.

– И как распорядилась вами судьба после его окончания?

– Еще когда я учился в институте, а образование, надо вам сказать, там давали отличное, мне очень нравился спецкурс по телевидению, который вела Татьяна Анатольевна Марченко. Я так увлекся этой темой, что пришел работать в театральную редакцию телевидения. Вел передачи «Рампа» и «Ваши знакомые». Это был золотой период русского театра, 1970-80 годы. В театрах Ленинграда тогда работали Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Геннадий Опорков, Вадим Голиков, Ефим Падве – великие режиссеры русского психологического театра, высочайшие образцы театрального духа.

Когда на телевидении поменялась творческая атмосфера и я решил уходить, именно Геннадий Опорков пригласил меня в свой театр, носивший тогда имя Ленинского комсомола. Как заведующий литературной частью (завлит), я занимался тем, что искал, а порой и «пробивал» проблемные пьесы А. Гельмана, М. Шатрова, А. Арбузова, А. Вампилова и других современных драматургов.

Когда Геннадий Опорков ушел из жизни, я перешел в театр имени Ленсовета к Владимирову, где проработал четыре года заместителем директора по творческим вопросам. Общение с Игорем Петровичем дало мне очень много. Он был необыкновенно демократичный человек. Как-то мы были с ним в волгоградском цирке, сидели в амфитеатре наверху. А жара была страшная. Он пошел вниз, в буфет. Возвращается, весь сияющий, и протягивает мне стакан воды – знал, что мне трудно спуститься. Вот такими вещами люди запоминаются, и с годами эти поступки ценишь все больше. В 90-м меня вновь позвали в Ленком, и я вернулся.

– И каким вы нашли театр?

– Я пришел в театр в начале 90-х, и буквально сразу мы сменили название. Сама идея назвать театр «Балтийский дом» принадлежит Вячеславу Гвоздкову, в то время он был главным режиссером театра.

Первый фестиваль «Балтийский дом» мы провели в мае 1991 года. На него приехали буквально два-три театра. Однако вскоре здесь поменялась вся команда, я создал фонд «Балтийский фестивальный центр», который и продюсировал этот фестиваль.

В 1996 году мне предложили возглавить театр в качестве директора. И мы начали новую жизнь. Тогда-то у нас появились Марина Беляева (ныне художественный директор театра), пришел Андрей Могучий с «Формальным театром», Руслан Кудашов со студией «Потудань», Виктор Крамер с театром «Фарсы», позже была создана Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом» под руководством Анатолия Праудина. Все эти коллективы собрались под нашей крышей – и в театре началась бурная жизнь.

– Скажите, каково это совмещать сразу две должности – художественного руководителя и директора?

– Замечательно! Для меня это был единственный приемлемый вариант. Иначе я бы не смог сделать то, что сделал. Я считаю, что в театре должен быть один хозяин, один человек, который отвечает за все.

За эти годы удалось воспитать хорошую команду менеджеров и в дирекции, и в творческих цехах, и в постановочной части. Я считаю своим главным достижением даже не столько фестивали, сколько сам театр – один из лучших в городе, по моему мнению. У нас почти всегда аншлаги. Потрясающая труппа, много молодых талантливых ребят, которые одной группы крови со старшим поколением – людьми, построившими этот дом.

– Как удалось создать такую атмосферу?

– С годами все больше понимаешь такую, казалось бы, банальную заповедь: Бог есть любовь. Несмотря ни на что, надо любить своих сотрудников, любить артистов, со всеми их достоинствами и недостатками, душевными подъемами и спадами. Помня о том, как они с температурой сорок выходят на сцену, прощать им какую-то ерунду.

Театр хорошо зарабатывает, поэтому хорошо и платит. У нас достойные зарплаты, и мы их постоянно повышаем. Когда к нам приходят гости, все отмечают, как у нас чисто. Это приятно. Ведь с чего я начал как директор? Отремонтировал в театре все туалеты. В театре постоянно что-то ремонтируется. Недавно, например, приводили в порядок исторический паркет в фойе. А это 600 квадратных метров! Поэтому не меньшее эстетическое наслаждение я получаю, когда вижу покрашенную стену или отремонтированную дверь. Из всего этого дом и рождается.

– А как рождаются спектакли? Что у вас в планах?

– Вы знаете, запросы зрителей постоянно меняются. У нашей российской публики есть привычка, я бы сказал, к душевному театру. Сегодня, например, ясно прослеживается некая ностальгия по советскому времени. Не потому, что тогда хорошо жили. Однако вся советская драматургия была пронизана оптимизмом. Мне кажется, об этом очень точно сказал Римас Туминас: «Сейчас зрителю нужна не жестокость, не обличение пороков, а Арина Родионовна, которая расскажет сказку на ночь, чтобы человек мог спокойно заснуть и проснуться с новыми силами».

Еще Лев Толстой любил повторять, что произведение, как обед у ребенка, должно заканчиваться десертом.

– Что вы предложите зрителям?

– В начале этого сезона Наталья Индейкина поставила прекрасный спектакль «Пиковая дама», очень изысканный и в то же время яркий. В июне, к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, состоится премьера семейного спектакля «Золотой петушок». Его ставит уже известный нашему зрителю по спектаклю «Свидетель обвинения» режиссер Владимир Жуков. Кстати, эта сказка была опубликована в 1834 году, то есть 190 лет назад, так что премьера станет вдвойне юбилейной.

В конце апреля состоится премьера «И никаких но!..» по пьесе «Попугаиха и цыпленок», где наша ведущая артистка Наталья Парашкина исполнит главную роль. На будущий сезон в планах театра работа Сергея Потапова, режиссера «Укрощения строптивой», – «Калина красная» по повести Василия Шукшина.

В апреле традиционно проходит Фестиваль русских театров «Встречи в России». В Петербург приезжают ведущие русскоязычные театры стран СНГ. Активно работает Ассоциация деятелей русских театров зарубежья. Потребность в общем информационном поле и поиске художественного языка у нас по-прежнему осталась. В этом смысле миссия «Встреч в России» и ассоциации – объединяться не в ненависти, а в любви. Сейчас в ассоциации порядка 160 человек из более чем 40 стран, и это количество постоянно растет. В этом году мы впервые проведем нашу ежегодную конференцию «Русский театр за рубежом как институт русской культуры» не в Петербурге, а в Светлогорске в рамках Балтийского культурного форума.

Еще одно новое событие – это Фестиваль русских театров, который путешествует по разным городам России. В сентябре он пройдет в Нижнем Новгороде. А в октябре настанет очередь фестиваля «Балтийский дом».

– Театр не может пожаловаться на невнимание зрителей. Каковы слагаемые успеха?

– Знаете, все-таки у людей есть мощнейшая потребность в позитивных эмоциях. Поэтому мы немножко потеснили Шиллера и Шекспира. И сейчас лидеры проката «Покровские ворота», «Девчата», «Неплохие парни». Возможно, эти спектакли не останутся в анналах петербургского театра. Но сегодня это публике нужно. Когда-то известный театральный критик Инна Соловьёва сказала: «Театр не должен отражать жизнь. Он должен давать жизни те витамины, которых ей не хватает».

Мы работаем – тем более что у нас тысячный зал – на разную аудиторию. Как хорошая хозяйка, мы стараемся варить такой обед, чтобы свою порцию художественного удовольствия получил как можно более широкий круг зрителей. Мы предлагаем им самый широкий спектр режиссерских имен.

Я, например, очень горжусь спектаклем, который был поставлен совместно с Государственным Эрмитажем к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады, «Живые картины блокады». Думал, что покажем его только один раз. А теперь мы играем его на Малой сцене при полном зале. У нас, петербуржцев, все-таки особая духовность.

– А что бы вам еще хотелось сделать, о чем мечтаете?

– Я бы хотел, чтобы были здоровы все мои близкие. Жена, с которой мы вместе уже 53 года, друзья, которых становится все меньше, и хочется, чтобы они уходили помедленнее. За театр я спокоен. Полные залы – это главное. Много для счастья не надо.

Я мечтаю, чтобы все, кто работает в нашем театре, гордились им так же, как они гордятся своим городом и своей страной.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    VkontakteYandex